Валерия Шурупина
картограф

Уже есть множество карт возрастов зданий на разные города мира, и у меня тоже появился интерес попробовать сделать подобную визуализацию самой. С выбором города не было сомнений — Казань уже стала родной за время обучения там на бакалавриате, плюс подобных проектов на нее я еще не видела.


Где-то с начала года на ноутбуке хранился датасет с адресами и годами постройки зданий Казани, взятый с открытых данных Жилого фонда города, но до него никак не доходили руки, потому что нужно было писать код для геокодирования и проходить через длительный процесс сбора и редактирования данных, дизайна и подготовки веб-карты. В конце концов, после успешного запуска карты возраста зданий Санкт-Петербурга все-таки хотелось доделать аналогичную на Казань.

СБОР ДАННЫХ

В первую очередь, с помощью QGIS и плагина QuickOSM была получена геометрия на 74353 объекта. Каждый объект не обязательно описывает одно здание, это могут быть части одного и того же здания (основное здание, корпуса и пристройки), которые имеют один и тот же адрес. Поэтому далее по тексту понятия объект и здание будут иметь немного разные значения.
Данные Жилого фонда Казани дали информацию о годах постройки и начале эксплуатации около 5 тысяч зданий. В первую очередь год брался из поля года постройки, а если его нет, то бралась дата начала эксплуатации. Так как данные Жилого фонда Казани покрывают всего лишь 5 из 75 тысяч объектов OSM, нужно было искать другие источники данных.

При поиске дополнительных источников первая мысль была о кадастровых паспортах зданий, которые помимо прочего часто содержат и год постройки. На публичной кадастровой карте видно, что год указан почти у большинства зданий. Так, с помощью запросов к API Россреестра удалось получить таблицу на 155 тыс. объектов. Здесь важно помнить, что кадастровые объекты не всегда относятся к целому зданию и могут описывать как и части одного и того же здания, так и территорию с несколькими зданиями. Выбрав только те, у которых есть адрес, год постройки и относящиеся к типу законченных и не строящихся на тот момент, в итоге получили 95 тыс. объектов. Отсюда были взяты названия объектов и годы завершения строительства, сгенерированные аналогично Жилому фонду из полей постройки и начала эксплуатации.

Покрытие получилось неплохим. Добавим еще объекты культурного наследия с открытых данных Министерства культуры - качество набора данных хорошее и как правило такие объекты представляют интерес. Всего на Казань нашелся 551 объект с датой создания (здесь не только здания, но и памятники, улицы и т.д.). Отсюда же были взяты названия и адреса для дальнейшей обработки.

Все эти данные – записи без пространственной привязки и показать их на карте было невозможно, а значит нужно геокодировать.
ГЕОКОДИРОВАНИЕ
Для этого шага на предыдущем этапе помимо прочего собирались адреса. Все три набора данных можно пространственно привязать, используя Python и сервис геокодирования, а затем присоединить их аттрибуты к объектам OSM. К сожалению, множество адресов не были корректными или они пространственно не совпали на следующем этапе с объектами OSM, поэтому потерялась достаточно большая их часть, но работали с тем, что есть. Также выяснилось, что в данных есть дубликаты и это быстро решилось с помощью инструментов QGIS, оставив объекты только с самыми старыми датами постройки.
Отбросив все ненужное за пределами Казани, после присоединения аттрибутов к слою OSM, получили:

Из Жилого фонда: 5307 объектов

Из Росреестра: 35805 объектов

Из данных Министерства Культуры: 72 объекта
Некоторые из них накладывались друг на друга и нужно было решить, откуда в первую очередь брать годы постройки. Приоритеты были расставлены следующим образом: Жилой фонд Казани, Министерство культуры, данные Росреестра. После слияния трех рабочих наборов и дополнения информации вручную вышло 37104 объекта, имеющих год завершения строительства или введения в эксплуатацию.
После геокодирования нужно было собирать и объединять все файлы, убирать лишнее, а с таким количеством данных каждый неверный клик мог заморозить компьютер на несколько часов.

НЕМНОЖКО АНАЛИЗА

В 2005 году Казань справляла свое тысячелетие, однако, самым старым каменным зданиям, сохранившимся до наших дней, около 450 лет. Их относят ко второй половине XVI века, и одним из них, например, является Благовещенский собор на территории Казанского кремля. Его строительство закончилось в 1562 году, и он является одним из немногих, чьи даты точно известны, поэтому он и был взят за точку отсчета.

График количества построенных зданий в год показывает, что основная часть строительства Казани пришлась на XX-XI вв.
Можно заметить необычный рост количества зданий в 1901 и 1917 годах, что предположительно связано с проведением ревизии и отнесением всех зданий с неизвестными годами постройки к этим датам. А вот два наибольших пика пришлись на 1950-е и 2010-е, когда количество построенных зданий достигало 1300 объектов.

ЦВЕТОВАЯ СХЕМА

Как показывает успешный опыт подобных визуализаций, стоит отдать предпочтение цветовой схеме идущей от теплых к холодным оттенкам. В то же время, хотелось взять большинство ключевых цветов города. Здесь примечательные архитектурные сооружения, их подсветки, флаг и символ города, и даже цвета транспорта.

Вначале очень понравилась стандартная цветовая схема Viridis от QGIS. Здесь стало понятно, что нужно брать градацию к зеленым и сиреневым оттенкам, которые еще и хорошо описывают цвета зеленых Азимовской и Султановкой мечетей, внутреннего зала мечети Нурулла, подсветок Дворца Земледельцев и башни Сююмбике, даже троллейбусов, а также фиолетовая подсветка главного дворца бракосочетаний «Чаши».

Viridis
Но ведь есть же еще синий и голубой мечети Кул-Шариф, собора Казанской иконы Божией Матери, Благовещенского собора, Пятницкой церкви и католического храма Воздвижения Святого Креста. Поэтому нужно было идти дальше и искать еще примеры палитр, например, у Esri.

Purple and Brown 2
Purple and Brown 3
Purple and Brown 4
Вдохновлением для выбора цветов стали фотографии города:
После долгого процесса поиска фотографий и комбинаций цветов и оттенков, получилась следующая цветовая схема.
Также не забываем про цвета базовой карты и символ города — Зилант. С него взяты цвета для зданий с неизвестным годом постройки, воды и земли.
В итоге
Интересным решением стало деление цветовой шкалы в соответствии с историческими периодами и эпохами, прием подсмотренный у Strelka Mag. Было решено посмотреть на картину более глобально и не фокусироваться на главах города, так что всего таких 6:

1592 – 1917 дореволюционная Россия
1917 – 1924 Ленин
1924 – 1953 Сталин
1953 – 1991 Хрущев, Брежнев, Андропов, Черненко, Горбачев
1991 – 2000 Ельцин
2000 – 2018 Путин, Медведев
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Помимо визуальной составляющей для веб-карты хотелось добавить больше информативности. При клике на здание можно увидеть имя архитектора или автора проекта здания, архитектурный стиль, фотографию и ссылки на источники.
На момент подготовки карты архитекторы и архитектурный стили добавлялись вручную, так как найти и автоматизировать сбор и отображение таких данных оказалось непросто. Здесь вся надежда на пользователей, которые могут добавлять свои правки и заполнять всю недостающую информацию (это также касается и года постройки, и фотографий, и ссылок).

В качестве фото для всплывающего окна использованы фотографии пользователей Викимапии, которые были скачаны и добавлены также с помощью запросов к API. Для тех, кто хочет почитать об истории зданий подробнее, добавлены два дополнительных поля со ссылками на Википедию и другие возможные источники.
Очень интересно понаблюдать за наполнением веб-карты и через некоторое время посмотреть насколько жители города заинтересовались этой темой и как много появилось новых дат построек, фото и другой информации.
ПОСТЕР
Переход от огненного исторического центра к молодой периферии в зеленом и сиреневом смотрится просто космически и так и просится на постер. За основу были взяты те же самые цветовая схема и ее деление в соответствии с исторически важными периодами.

Подготовка постера стала другим увлекательным процессом экспорта слоев в формате SVG из QGIS и их импорта в Adobe Illustrator, где история с каждым неверным кликом повторилась снова. Каждый раз, когда нужно было сдвинуть текст, вырезать слой по маске или просто выделить объекты, можно было потратить целый час только на ожидание выполнения действия. Поэтому в целом, работа над картой заняла другие несколько недель, но было дико интересно и результат того стоил.

В итоге получился постер размером 50х70 см, он доступен к заказу здесь в трех вариантах: в тубусе, на пенокартоне или в раме.
Улыбчивая безымянная девушка из Printful держит виртуальный постер
СПАСИБО
● Моему соавтору Никите Славину, который вдохновил и втянул в работу, а потом еще и помогал, поддерживал и советовал по любому вопросу
● Любимой магистерской программе по Картографии, без которой у меня не появилось бы так много единомышленников, веры в себя и желания творить
● Всем моим друзьям и знакомым, с которыми я связывалась, чтобы что-то спросить или посоветоваться на разных стадиях проекта!