В 1819 году в России наладили производство карт на Императорской Карточной Фабрике, бывшей Александровской мануфактуре. На протяжении почти сорока лет фабрикой руководил А.Я. Вильсон и буквально с первых лет своей работы он пытался улучшить внешний вид игральных карт.
В 1829 году поступили в продажу карты «Географические карты России с изображением гербов, костюмов и назначением верст от двух столиц для пользы юношества», выполненные художником К.М. Грибановым. Известно, что в 1806 году Грибанов поступил в Академию Художеств. В 1816 году получил две серебряные медали. В 1817 году был уволен с аттестатом 1-й степени. Учился в Академии Художеств по классу исторической живописи.
Попав после окончания Академии художеств на службу в Министерство финансов, художник К.М. Грибанов был свидетелем того, какая большая работа в эти годы велась по упорядочению важнейших сторон земского хозяйства как основной базы финансовых доходов Российского государства.
В 1821 году Грибанов работал под руководством инженер-полковника В.Т. Пядышева в Военно-топографическом депо Главного штаба, где был награвирован «Географический атлас Российской империи, царства Польского и Великого княжества Финляндского», отразивший новейшее административное деление государства. Этим атласом и воспользовался Грибанов при работе над картами. Рисунки всех 60 листов атласа им были перерисованы на оборотные стороны игральных карт. Повторил Грибанов ту же раскраску пограничных линий, а также воспользовался статистическими исчислениями Пядышева.
Костюмные зарисовки, включенные в изобразительный ряд «Географических карт…», как бы продолжили сложившуюся в XVIII – начале XIX в. в русском искусстве традицию типажно-этнографических зарисовок.
На 20 картах этой колоды помещены рисунки, в точности повторяющие иллюстрации из книги И.Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов». Многие из этих источников Грибанов перерисовывал с поразительной точностью. Так он поступил при изображении народных костюмов жительниц Красноярска, Казани, Рязани, Калуги, Иркутска и т. д. Часто одни и те же костюмы, взятые из книг Георги, художник использовал для соседних губерний, как, например, Вологодской и Костромской, или близких, таких как Витебская и Могилевская, изменяя лишь некоторые детали костюма, допустимые в рамках иллюстрируемого региона, или же показывая его в другом ракурсе. При этом нередко допускалась иная раскраска костюмов, из-за чего не сразу узнавался изобразительный источник.
Художник Грибанов сам находил всех исполнителей для гравирования карт. Заготовленные им рисунки гравировал в Военно-топографическом депо Иван Федоров. На них умещались все 60 карт одной колоды. Здесь же производилась печать на поступающей с Карточной фабрики бумаге «лучшего сорта». Затем отпечатанные рисунки карт раскрашивались акварелью художниками: В. Куприяновым и Гудковым, С. Борисовым, А. П. Лангером, братьями А. и В. Редигер, В. Паули, С. Грабовым и Тендюжниковым.
Раскрашенные акварелью листы доставляли на Карточную фабрику, и там их разрезали, наводили золотой обрез, клеймили штемпелем Воспитательного дома и раскладывали в заготовленные футляры и наклеивал на футляры этикетки. Вся работа по изготовлению одной колоды карт обходилась в 4 руб. 15 коп., в продажу она поступала по цене 10 руб.
Все сюжеты изображений карт К.М. Грибанова свидетельствуют о том, что их исполнитель не только обладал бесспорно профессиональными художественными навыками, но и достаточно был сведущ в тех областях познаний, которые он представлял в своих рисунках.
В 1859 году карты К.М. Грибанова были переизданы под названием «Альбом географических карт России, расположенных на 80 листках по бассейнам морей, или Замечательный и поучительный детский Гран-пассианс». На 80 листах предложена информация о каждой из 80 административно-территориальных единиц (70 губерний, 10 регионов с другими формами устройства), на которые разделялась территория Российской империи. На лицевой стороне: название, площадь, численность населения губернии, карта губернии с крупнейшими городами, реками, границами; перечень представителей народов, которые заселяли территории губерний, рисованное изображение представителя губернии в национальной одежде; господствующие типы почв, характер климата, основные реки. На оборотной стороне перечислены крупнейшие города губерний, указано расстояние в верстах от административного центра губернии до Санкт-Петербурга и Москвы; даны ведущие отрасли сельского хозяйства, промышленного производства, горнорудной промышленности и природные ландшафты, определяющие общий характер и уровень развития торговых отношений в регионе; отмечены привлекательные для путешественников особенности региона.
Автор карт сопроводил свое новое издание инструкцией с текстом, поясняющим смысл игры, и тремя карточками-руководствами. При этом многие рисунки на картах повторялись с первого издания «Географических карт для юношества» 1829 года. Значительно были увеличены и текстовые пояснения. В целом композиционное решение каждой карты было логически продуманным, с четко разработанным рисунком, легко и изящно раскрашенный акварелью, способствовал привлечению к ним внимания и интереса.
Таким образом, игральные карты, выполненные Константином Грибановым отличаясь высоким мастерством и художественным вкусом, сегодня эти произведения, являются коллекционными редкостями, воспринимаются как уникальные памятники, имеющие одинаково важное значение для истории игральных карт в России и для истории оригинального искусства прикладной графики.
https://19rus.info/index.php/kultura-i-sport/item/137873-khudozhnik-konstantin-gribanov-ostavil-nam-igralnye-karty-vysokogo-masterstva?utm_source=pocket_mylist